Когда игра в радость: второй актерский сезон Марины Куклиной

     Алла ПОДЛУЖНАЯ

     газета "День", 3 июня 2009 г.

 

     Недавно Киевский ТЮЗ на Липках получил премию «Киевская Пектораль» в номинации «Лучший детский спектакль» за постановку «Полиана» по роману Э. Портер. В главной роли в спектакле дебютировала молодая актриса Марина Куклина. Рассказом о ней мы продолжаем серию статей-портретов об ищущих и талантливых молодых мастерах Украины.

 

     О времени своей учебы в Национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Марина Куклина говорит: «Это были четыре волшебных года», а чтобы иметь основание так думать, ей пришлось до этого получить еще и экономическое образование. Однако победила мечта о театре, чему способствовало и участие в спектаклях театральной студии «Дельф», куда Марина попала после школы и занималась параллельно с учебой. Там Куклина ощутила, что такое сцена, и решила, что ее судьба — театр. А вообще, театральные впечатления Марина начала «накапливать» с четырехлетнего возраста: тогда, как она говорит, «случился первый ожог», до сих пор в ее памяти — картина спектакля, который она смотрела с родителями в развалинах античного театра Херсонеса в Крыму. Игралась история о философе Диогене, в финале герой исчезал за стенами каменного амфитеатра, и в этот же момент садилось за горизонт солнце. В такой удивительной атмосфере спектакля, возможно, только чрезвычайно тонкие натуры смогли бы почувствовать некую знаковость. Для Марины это стало огромным внутренним событием, со временем не ушедшим из памяти и определенным ею как «начало движения к профессии актрисы». Потом были последующие «ожоги» — восхищение киноактерами, влюбленность в фильмы. А кого из девчонок в то время оставили равнодушными красавцы гардемарины? От актера Дмитрия Харатьяна для Марины началась выстраиваться некая цепочка знаний об искусстве вообще. Друг Харатьяна, Михаил Ефремов, — сын Олега Николаевича Ефремова (создатель «Современника» и руководитель МХАТа), потом возникали сведения об этих театрах, спектакли театров Москвы и Санкт-Петербурга, которые удавалось посмотреть во время их гастролей в Киеве...

 

     Уже на IV курсе университета Куклину занимают в спектаклях Театра юного зрителя, а после его окончания, в 2007, берут в штат. Миниатюрная, худенькая, с виду совсем девчонка, Марина очень подходила для ТЮЗа. Конечно, многие выпускники мечтают о так называемых больших театрах — им.Франко или им.Леси Украинки, Драмы и комедии на Левом берегу Днепра, — но Куклина считает, что ТЮЗ — именно то место, где ей нужно быть. Она рада, что попала в этот театр: «Мне здесь очень комфортно, свободно. Я хорошо понимаю творческий язык режиссеров, с которыми работаю, — это и Виктор Сергеевич Гирич, и Константин Михайлович Дубинин, Максим Геннадьевич Михайличенко. Меня увлекает работа в их спектаклях, уверена, ТЮЗ — это мое».

 

     Актерская судьба — два важных фактора: вовремя оказаться в нужном месте и везение. В первой роли, которую Марина Куклина получила в ТЮЗе, это все сошлось. Когда она прочитала «Полиану», то пережила очередной «ожог»: ведь в игру, в которую играет героиня, маленькая девочка, я играю тоже! Конечно, история была не о ней, но как все близко и понятно! Поэтому, наверно, образ Полианы получился таким убедительным. Марина играла себя, свои ощущения, переживания. Как замечательно внутренне светиться, идти по улице и петь, улыбнуться человеку, погруженному в свои заботы, радоваться весне, еще кого-нибудь научить радоваться прекрасному миру, который вокруг! Вернее, она не играла, она транслировала свои мысли. Для Куклиной-актрисы важнее всего именно «трансляция информации» со сцены в зрительный зал. Даже не жизнь человеческого духа, обязательная для воплощения любым актером, не проживание множества сценических жизней, а именно трансляция определенной сверхидеи, возможность донести до зрителей то, что ее волнует и для нее важно. В «Полиане» счастливо совпало то, что чувствовала актриса, и мысль автора, которую ей нужно было передать своим исполнением.

 

     — Для меня было особой радостью ощущение, что это мое, и я могу рассказать о нем этим маленьким кнопочкам, сидящим в зале. И то, что они могут это услышать и воспринять, меня очень трогает, — признается актриса. А еще Марину очень тронуло восприятие ее родителей. Взволнованный, со слезами на глазах, папа вынес ей на сцену огромный букет цветов, а когда Марина вечером вернулась домой, мама как неопровержимое доказательство успеха дочери показала носовые платочки, насквозь мокрые от слез после спектакля... Мне же пришлось увидеть после «Полианы» шмыгающего носом мальчишку, стесняющегося и пытающегося скрыть свое переживание за судьбу бедной, славной Полианы. А чтобы выжать в театре слезы из мальчишки, надо очень постараться! В спектакле, поставленном художественным руководителем ТЮЗа Виктором Гиричем, найдена такая пронзительная нота правды и искренности, что в зале никто не остается равнодушным. Уверена, что многие юные зрители после просмотра спектакля пытаются научиться играть в радость так, как это делает маленькая, но сильная девочка. По примеру Полианы можно находить в плохом — хорошее, и попытаться делать жизнь лучше, украшая ее своими добрыми поступками.

 

     Нынешний творческий сезон в театре — второй в актерской судьбе Марины Куклиной. Перечень сыгранных ею ролей достаточно убедительный: кроме Полианы, она играет главных и очень разных персонажей в спектаклях «Волшебник страны ОZ», «Романтик с планеты eBAY», «Приключения Тома Сойера». А в жизни осваивает новую для себя роль — жены. Марина увлекается йогой, считает ее той же трансформированной игрой в радость. Она приветлива и оптимистична, обаятельна и умна, пребывает в гармонии с собой и окружающим миром, стремится к самосовершенствованию, способна радоваться сама и приносить радость другим. Откройте для себя эту актрису и не уставайте находить поводы для радости, как это делает Марина Куклина!