Первоэлементы взросления

     Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ

     газета "День", 23 октября 2012 г.

 

     Сегодня Виктор Гирич — руководитель Киевского ТЮЗа на Липках — отмечает юбилей

     Все дети при рождении кричат одинаково. Вопрос заключается в том, благодаря чему они обретают собственный голос и самое главное — каким этот голос становится.

 

     Все дети от рождения гении. Просто со временем нисходят к людям. Часто оправдывая свою забывчивость, детскую реакцию и тому подобное — скромно цитирую Шопенгауера: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок»! На самом деле этот афоризм вполне уместен к тем, кто вместе вершит чудо детского театра — маленьким зрителям и его мудрым служителям. По собственному ощущению, осознание смены детства юностью произошло именно в театре.

 

     От сказок с однозначностью добра и зла, первостепенностью потехи и легкостью восприятия вечных истин как-то ненавязчиво, но вполне сознательно Киевский театр юного зрителя на Липках затянул меня в лабиринт размышлений, разгадываний, самопознания. Впервые это произошло на гастрольных спектаклях Московского театра «Ленком», на спектаклях его тогдашнего руководителя, прекрасного режиссера Анатолия Эфроса. Продолжилось в нашем Киевском ТЮЗе. Спектакль его тогдашнего руководителя Николая Мерзликина «Любовь, джаз и черт» по пьесе Йозаса Грушаса просто ошеломлял. Как правило, нужно было выполнять заказ коммунистической партии на воспитание строителя коммунизма, современные авторы писали актуальные тексты, но театр пробивался к вечному, общечеловеческому.

 

     Последние 20 лет Киевским академическим театром юного зрителя на Липках руководит Виктор Сергеевич Гирич. В богатом репертуаре привлекает внимание последовательное обращение к популярной классике, к тем пьесам, без знания которых вряд ли можно считать человека элементарно образованным, воспитанным. Секрет популярности общеизвестного, на которое часто сначала разными способами затягивают учителя, заключается в предоставлении мальчикам и девочкам к воспитанию, которое они получают, еще и то, которое они могут дать себе сами. Совершеннолетие философское приходит через самоосмысление в диалоге с увиденным на сцене. Говорил Я. Корчак: «Детей нет, есть люди»!

 

     Наблюдая за юными зрителями, ощущение, будто видишь в рапид и как раскрывается из зеленого робкого бутона цветок восприятия жизни, как детские глаза видят то, чего часто не замечают в жизни, как формируется настроение души понять мир и полюбить его, как открывается понимание идеала в себе и осознание нахождения трудностей его достижения опять же в себе самом, как в ребенке обретает силу человек мыслящий. В Талмуде есть замечательная мудрость: «Я многому научился у своих наставников, многому меня научили мои друзья, но больше меня научили мои ученики». Кажется, в этом природа «текучести кадров» в школе В. Гирича. Конечно, есть те, кто не выдерживает специфики театра, напряженности ритма жизни, стандартов актерского мастерства, которых требует художественный руководитель и эталон качества театрального продукта для детей.

 

     Мне посчастливилось встретиться в работе над спектаклем «Оскар—Богу» по Э.-Э.Шмитту с верными своему дому В. Чайковской и Ю. Родионовым. Мы репетировали этот спектакль во время «новогодних елок». Заслуженная артистка Украины, корифей театра Чайковская и неофит Родионов репетировали на своей сцене буквально с утра до ночи! В перерывах между спектаклями не бежали домой, а трудились над новой работой. Виктор Сергеевич посмотрел нашу работу и порадовался успеху своих артистов в нашем театре.      

                     

     Последнюю премьеру Киевского театра юного зрителя на Липках я увидел в компании с педагогами Печерского района. Так они решили отметить День учителя. Весь спектакль мне вспоминались предыдущие постановки по классике. Выстраивалось понимание репертуарной политики режиссера Гирича — это дорожная карта молодого человека по первоэлементам земного бытия.

 

     Вспомним «Лесную песню» Леси Украинки. На сцене стена леса из длинных зеркал, озеро с живой водой... Актеры из бытового течения жизни, допивая кофе, выходят на сцену в тренировочных комбинезонах, и добавляют к ним венки из цветов, начинают двигаться будто в танцклассе, и постепенно обретает силу дыхание весенней феерии, реальность превращается в фантастический мир. Многовариантность прочтений через утонченность психологической конструкции, совершенство пластичного, музыкального, сценографического решений, профессионализм актеров захватывает до ощущения неожиданной свежести хорошо известного, сложного и запрограммированного не очень захватывающего произведения. Стихия природы, в которой сталкивается подсознательное в образе леса с житейским умом — требованиями семейной жизни, обреченность весенней любви на зимнюю смерть, будто борьба черной и белой магии — словом, стихия природы, живой и неживой, разумной и не разумной, необходимость целостности жизни как таинство существования. Сам режиссер декларирует: «В этой пьесе встречается мир разума, лишенный эмоций, и мир эмоций, лишенный разума».

 

     Гениально сыгранные Мавка — заслуженной артисткой Украины Анжеликой Гирич, Лукаш — Валентином Томусяком и Мать Лукаша — заслуженной артисткой Украины Валерией Чайковской —незабываемые звездные роли. Недаром они во главе с режиссером и художником-постановщиком Михаилом Френкелем отмечены Премией Кабинета Министров Украины имени Леси Украинки за литературно-художественные произведения для детей и юношества в номинации «Театральные спектакли для детей и юношества».

 

     «Сон в летнюю ночь» решен в стиле античной вакханалии. На арьерсцене — мост, на первом и втором уровнях которого, словно круговая живопись греческих ваз, сцены томительной жизни расслабленного взаимностью желания — степенные ребята в поясных туниках демонстрируют звонкие стальные мышцы, девушки гибкие с зазывающей мелодией движений — праздник юной плоти. Они тянутся друг к другу, и таскают друг друга по зеркальному полу, неистовые желания затмевает ум. Эротические мечты, сексуальные фантазии чуть ли не берут верх над истинным чувством, и в конце концов все-таки побеждает гармония любви. Думаю, никому не нужно объяснять, насколько важно молодому человеку сверить себя в таких тайных моментах с опытом других и еще важнее — ощутить потребность красоты в таких интимных самопроявлениях.

 

     В этом спектакле, как всегда у Гирича, море символов, аллегорий, аллюзий. Это и рефрен — мальчик в прозрачном шаре как человек-планета, и пол-зеркало как призыв и в низменном видеть себя благопристойным, и безумство молодости в зажигательном и в то же время достойном танце.

 

     Так же в «Ромео и Джульетте» по В. Шекспиру провозглашается осмысление жизни детей-мажоров во время вендетты их родителей и уверенность в ценности любви, выше любых денег.

 

     В «Безумном дне» по О.-П. Бомарше опасность интриги и понимания жизни как игры, радость игры жизни как предмет размышлений для тех, кто начинает видеть в жизни не только игру и осознавать неоднозначность самой игры.

 

     В «Чайке» по А.Чехову испытание творчеством, муки самовыражения, хрупкость жизни — предостерегают юных романтиков от беспечности.

 

     Во всех этих спектаклях на заднем плане сцены двухуровневый то ли мост то ли земля и небо, два уровня психологического состояния — сознательный и подсознательный, словом, именно такой бесконечно содержательный образ, как любимые режиссером зеркала. В них и призыв видеть себя таким, каким ты есть, и понимание бесконечности пространства зеркала, и увлечение зазеркальем, и опасность непознанного, и соблазн познания и...

 

     Таким образом, режиссерско-педагогическая концепция Виктора Сергеевича демонстрирует стремление к решению чрезвычайно сложной задачи — понять мир и полюбить его. Не или-или, а именно одновременно. Может, потому и полные залы в этом театре, ведь нравственность человека проявляется в его намерениях.

 

     P.S.: 23 октября в Театре юного зрителя на Липках состоится праздничный вечер и будет показана последняя премьера режиссера — «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру (это спектакль для взрослых). Кстати, Виктор Гирич подчеркивает, что их «театр особого назначения, прежде всего благодаря тому, что имеет широкую зрительскую аудиторию, — от малышей, молодежи и до публики преклонного возраста. У каждого из них свои требования, а поэтому на нас лежит большая ответственность. Прежде всего, мы хотим воспитать в детях интеллигентность, умение понимать и чувствовать настоящую культуру. А главное — научить ребенка сопереживать! Театр должен быть одним из тех факторов, благодаря которому воспитывается генотип нации».

 

     «День» поздравляет Виктора Сергеевича с юбилеем. Желаем творческого вдохновения, крепкого здоровья, интересных постановок и чтобы все спектакли театра проходили с аншлагами!